Логоритмика
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Бочарова Анна Николаевна
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.
Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.
В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:


Старшая, подготовительная группа.

Тема: “Прогулка в осеннем лесу”

1.Вводная часть.

Ребята, представьте, что мы с вами в осеннем лесу. Давайте погуляем по осеннему лесу.

Большие ноги Ходят в медленном темпе, четко опуская ногу на всю стопу.

1. Ходьба по кругу со словами:

Мы идем дорожками,

Мы идем тропинками.

Мы идем с лукошками,

Мы идем с корзинками.

2. Основная часть.

Осенний хоровод.

Мы пляшем, и поем, 
Осенними деньками 
Широкий хоровод
Открыт для всех друзей.
Кто хочет песни петь, 
Пусть станет вместе с нами. 
Кто пляске нашей рад. 
Пусть к нам спешит скорей.
И желтый клен 
Шумит листвой над нами, 
И солнце нам 
Свою улыбку шлет. 
Танцуем мы, 
Осенними деньками. 
Кружится наш, 
Широкий хоровод.

Дети становятся в круг, чередуясь (мальчик
- девочка), и идут, взявшись за руки, вправо.
Девочки делают3 шага в центр круга,
Возвращаются на свои места3 шагами.

Т
е же движения выполняют мальчики.
Девочки и мальчики поворачиваются лицом  
друг другу и, держа руки ладонями вверх,
ударяют ими по ладоням партнера (по одному
хлопку на сильную долю каждого такта)
Мальчик опускается на одно колено и 
И поднимает правую руку вверх, девочка,
держась правой рукой за руку мальчика,
Обходит вокруг него. На последний такт
Переходит к другому партнеру.

Хоровод повторятся с другими партнерами.

 Релаксация «Шишки на елке».

Дети изображают елку — руку в стороны, пальцы прямые, напряжены. Потом «срывают шишки», «бросают» их друг другу, «ловят», «колют»; руки — отряхивают, бросая «шишку».

Педагог.

Какая же осень без дождя.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Брызни в поле пуще:
Будет травка гуще.

Подвижная игра “Кто скорее возьмет грибок”.

Ход игры

На полу лежат три обруча. Внутри каждого обруча – четыре гриба. Вокруг каждого обруча стоит по пять детей. Дети идут по кругу и произносят слова:

Мы идем, идем, идем, 
Мы грибы сейчас найдем 
Под листочком под травинкой,
На пенечке под осинкой.
Вот и гриб, не зевай, 
И быстрей его хватай.

Идут по кругу вправо
Идут по кругу влево
Выпрямляют руки вперед;
хлопают в ладоши.

По окончанию слов дети должны быстро взять гриб из круга.

3.Заключительная часть.

Упражнение “Дуем, дуем, задуваем”.

Цель: закрепление навыка выдувания длительной, плавной и целенаправленной воздушной струи.

Оборудование: осенние листики.

Перед началом упражнения педагог сам показывает детям, как надо дуть: спокойно, медленно, продолжительно, не надувая щек.

Дети берут в правую руку по листочку и на акцент в музыке делают вдох, на слабые доли - выдох, дуя на листок спокойно и длительно

«Встретились».

Дети сначала разбрелись по залу под музыку, потом «находят» друг друга (пару), улыбаются, говорят ласковые слова и парами идут по кругу, а потом спокойно уходят.

Педагог. Вот и закончилось наше путешествие по осеннему лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для дошкольников по логоритмике. Логоритмика- один из методов преодоления речевых нарушений.

Логоритмика -это такая форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.Работая с детьми, имеющими...

Методическое пособие по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи"

Методическое пособие для родителей по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи".Пособие предназначено для родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи....

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная логоритмика» детского объединения «Логоритмика + » для детей от 4 до 6 лет.

Профилактика и коррекция отклонений в речевом развитии детей с незначительными нарушениями речи, путём развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, движением и музыкой, через музыкально-...

Из опыта работы: Конспект открытого занятия по логоритмике для детей подготовительной группы по теме "Логоритмика как форма взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми ТНР

Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, а требуется систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада...

Школа педагогического опыта. Логоритмика. Чем полезна логоритмика и как ею заниматься?

Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувстви...

Конспект занятия по логоритмике "Весёлая логоритмика"

Конспект занятия по логоритмике для детей среднего и старшего дошкольного возраста....