Тема урока: «Древнерусское государство».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Карандина Галина Ивановна

 

Урок разработан в свете ФГОС НОО.

Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке окружающего мира в 3 классе.

Система учебников «Начальная школа 21 века».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преподаватель – Карандина Галина Ивановна.

Предмет: окружающий мир.

Тема урока: «Древнерусское государство».

Класс: 3. Система учебников «Начальная школа ХХI века».

Образовательное учреждение: «МОУ средняя общеобразовательная школа № 3 г. Красноармейска Саратовской области».

Авторский медиапродукт: презентация 21 слайда  (среда POWER POINT).

Дидактическое обоснование урока

Урок разработан в свете ФГОС НОО.

Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке окружающего мира в 3 классе.

Система учебников «Начальная школа ХХI века».

Тема урока: «Древнерусское государство».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового знания.

Методические задачи урока:

Предметные:

подвести  учащихся к «открытию» и  осознанному пониманию понятий:  «государство», «Древнерусское государство» «создание государства»; «роль личности в истории»; «патриотизм».

формировать умение анализировать  материал, выделять главное, делать выводы.

Метапредметные.

Развивать:  УУД учащихся;

 психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь;

умение работать фронтально, в паре, индивидуально.

Личностные:

-формировать положительную мотивацию учения;

-развивать  интерес к истории страны, патриотические чувства.

Основные дидактические методы: системно -  деятельностный подход,

проблемный, исследовательский, практический;

 методы и приемы технологии развития критического мышления.

Форма организации познавательной деятельности:

 индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная.

Место данного урока в системе уроков по теме:

второй урок.

Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения,

 с применением ИКТ.

Учебные пособия: Окружающий мир:3класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2/Н.Ф. Виноградова и др. –М.: Вентана-Граф, 2011.-176 с.:ил.-(Начальная школа ХХI века)., словари, справочники, былины.

Используемое оборудование: ПК, проектор, экран.

Используемые ресурсы из других общедоступных источников:  майл. ру -картинки



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Этап

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

  1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

А) - Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь.

Дан звонок, и все мы смело
Принимаемся за дело
Путь нелегкий предстоит
В даль дорога побежит
Мы промчимся чрез века
Через многие года
Пронесемся над лесами
И окажемся мы с вами…
Далеко за много лет…

В том истории секрет.

Б) Подведение учащихся к «открытию» темы урока

-Назовите раздел учебника, который мы сейчас изучаем. («Наша Родина: от Руси до России»)

- Скажите, о чем вы узнаете в этом разделе, и на какие вопросы ответите.

Ответы детей:

– В этом разделе мы узнаем, как люди узнавали о прошлом.
– Как называли нашу страну в разные времена.
– Ответим на вопросы:
– Что такое Родина?
- Кто правил нашей страной в разные времена?

– Тема, с которой мы познакомимся, называется “ Древнерусское государство”.

-Откройте учебник на стр 9.

-Прочитайте название темы урока. (Древнерусское государство.)

-Подберите синоним к слову «государство». (Страна.)

- Как понимаете значение слова «древнерусское»?

-Молодцы, правильно! Тема урока «Древнерусское государство», будем говорить о далеком прошлом нашей страны –  о древней Руси.

Организация учащихся, включение в деловой ритм. Подведение к озвучиванию темы урока.

Подготовка к восприятию нового материала.

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД:  целеполагание.

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Дидактическая игра «Знаю – не знаю».

-Я называю вопрос и спрашиваю любого из вас. Если вы ответ знаете, то говорите «знаю» и называете его, если нет, то «не знаю» и соответственно ничего не отвечаете.

– Как называлось наше государство с 9 по 13 века?

-Знаете ли вы другие названия Древнерусского государства?

-Как образовалось Древнерусское государство?

-Кем был князь в Древнерусском государстве?

-Как передавалась власть в Древнерусском государстве?

-Каких первых русских князей вы знаете?

Рефлексия игры.

У вас на парте сигнальные карточки. Зеленый цвет – ответ «Да», красный цвет – ответ «Нет». Ответьте на мои вопросы одним из этих сигналов.

-Трудными были для вас вопросы?

-Хотели бы вы найти на них ответы?

Актуализация знаний учащихся: определение  уровня знаний. Мотивирование учащихся на решение учебных задач.

Выполнение игрового задания, фиксация знаний и не знаний, затруднений.

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.

Познавательные УУД.

Общеучебные универсальные действия:

умение внимательно слушать.

Логические универсальные действия:

анализ материала; вывод-ответ.

Действия постановки и решения проблем:

формулирование проблемы и желания ее решить.

3.Постановка учебной задачи.

Из всех вопросов оставим два: как образовалось Древнерусское государство. Это основополагающий проблемный вопрос. И какие первые князья способствовали становлению и развитию Руси? Это второй учебный вопрос.

-Как будем работать над материалом: индивидуально, в парах, группами?

Создание проблемной ситуации.

Уточнение темы урока.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Коммуникативные УУД: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-На машине времени мы отправимся на 12 веков назад в 9 век и совершим обзорную экскурсию.

А) Обзорная экскурсия.

Б) Работа с картой.

- Рассмотрите карту Древнерусского государства IX – XI (9-11) веков на с.10.

- Каким цветом показана территория Древнерусского государства в конце 9 века? Обведите границу.

- Каким цветом показаны территории, присоединенные в 10 веке?

- А как обозначены территории, освоенные в 11 веке?

- Найдите столицу и перечислите города Древнерусского государства.

- С какими племенами и странами граничило наше государство в древности? (Мордва, половцы, печенеги, корела, жмудь – племена; Польша, Венгрия – государства.)

-Какой город России, из перечисленных ниже, согласно летописям, был первой столицей Древнерусского государства?

А) Ярославль;

Б) Новгород;

В) Суздаль;

Г) Владимир.

Новгородская Русь, 862 – 882 годы. После перенесения столицы в Киев в 882 году Новгород сохранил роль второго по значимости центра страны. В нем обычно правил старший сын великого князя Киевского.

-Как называлось древнерусское государство, возникшее в Восточной Европе в 9 –м веке? (Киевская Русь.)

-Назовите князя, провозгласившего Киев столицей древнерусского государства? (Князь Олег. В 882 году князь Олег захватил Киев и сделал его столицей государства.)

Организация учащихся на изучение нового материала; построение проекта выхода из затруднений.

Выполнение заданий.

Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль в форме сличения, коррекция.

Познавательные УУД: логические универсальные действия: решение проблемы.

Коммуникативные УУД:

 сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

5.Первичное закрепление.

Проблемная ситуация.

Наши предки называли себя славянами. Называли они себя и словенами. От каких же слов произошло название «славяне» и «словены»? (Славяне от слова «слава», означавшее то же, что и хвала, а словены означает «разумеющие слово»)

Установление осознанного восприятия. Обобщение.

Разрешение проблемной ситуации.

Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Исследование. Прочитайте текст и заполните таблицу.

Имя князя

Время правления

Качества характера

Дела на благо страны

Дополнения

Проверка.

Задание 1.

Имя князя

Владимир Красное Солнышко

Время правления

--------

Качества характера

Добрый, справедливый. Помогал бедным, заботился о старых и больных.

Дела на благо страны

Развивал ремесла и торговлю.

С его именем связано принятие христианства на Руси.

Рассказ учителя о Владимире Красном Солнышке. Дополнение таблицы. Сравнение таблиц. Рефлексия. (Какой новый материал узнали?)

Многие из вас читали знаменитые русские былины про Илью Муромца и, конечно, помнят одного из их персонажей – великого князя киевского Владимира Красное Солнышко. Но если Илья Муромец – сказочный собирательный образ русского богатыря, то Владимир Красное Солнышко реально существующий человек. Красным Солнышком был прозван выдающийся политический деятель древней Руси – киевский князь Владимир Святославович, правивший в Киеве в 980-1015 годах. При нем было завершено объединение восточнославянских племен под властью Киевской Руси.

Владимир вел много войн с разными соседями за пограничные области. Он совершал успешные походы на вятичей, литовцев, радимичей, болгар. Для защиты от набегов кочевников – печенегов им были построены крепостные сооружения на юге страны. В 988 году Владимир захватил греческую колонию Херсонес (окраина современного Севастополя). Князь стремился к установлению прямых связей с Византией, поэтому вступил в брак с сестрой византийского императора Анной, а затем принял христианство и распространил его на всей Киевской Руси. Деятельность Владимира принесла ему подлинную народную славу. Вот почему его имя увековечено в русских былинах.

Время Владимира Святославовича – это расцвет древнерусского государства, укрепление его международного положения. При нем развивались земледелие и ремесла, начала развиваться и русская культура. Владимир основал на Руси первые школы для детей киевской знати, при нем стали собирать библиотеки, появились каменные строения.

В конце 10 века в центре Киева, была сооружена Десятинная церковь, названная так, потому что на её строительство шла десятая часть доходов князя Владимира. Церковь начали строить в 989 году русские мастера совместно с греческими и закончили через 6 лет. 25 куполов украшали церковь, как показали раскопки в отделке   церкви применяли мрамор, мозаику, фрески. К  большому сожалению, храм погиб во время монголо- татарского нашествия.      

Владимир Красное Солнышко, как княгиня Ольга, канонизирован православной церковью, почитающей его как святого.

- Можно ли считать Владимира Красное Солнышко патриотом нашей страны? Почему?

Возвращение в наше время.

Организация деятельности по применению новых знаний.

Самостоятельная работа. Осуществление самопроверки (пошаговое сравнение с эталоном).

Аналитическое слушание. Вывод.

Ответ на проблемный вопрос.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД: самоопределение.

7.Рефлексия деятельности (итог урока)

Обобщение.

Домашнее задание. Задание по выбору. (Провести исследование по выбору –князь Ярослав Мудрый, князь Владимир Мономах.)

Рефлексия.

- Какова была цель нашей деятельности?

-Достигли ли мы ее?

-Что способствовало достижению цели?

-Что мешало?

-Каковы ваши пожелания?

-Какие советы вы дадите учителю по организации следующего урока?

Организация рефлексии.

Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: рефлексия.

Личностные УУД: смыслообразование.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Наша Родина от Руси до России» (Древнерусское государство) Подготовила: учитель начальных классов «МОУ Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Красноармейска Саратовской области» Карандина Г.И.

Слайд 2

Раздел:«Наша Родина: от Руси до России» -В этом разделе мы узнаем, как люди узнавали о прошлом. -Как называли нашу страну в разные времена. Ответим на вопросы: 1)Что такое Родина? 2)Кто правил нашей страной в разные времена?

Слайд 3

Тема: «Древнерусское государство». - Подберите синоним к слову «государство». - Как понимаете значение слова «древнерусское»?

Слайд 4

Дидактическая игра - Как называлось наше государство с 9 по 13 века? -Знаете ли вы другие названия Древнерусского государства? -Как образовалось Древнерусское государство?

Слайд 5

-Кем был князь в Древнерусском государстве? -Как передавалась власть в Древнерусском государстве? -Каких первых русских князей вы знаете?

Слайд 6

Проблемные вопросы Как образовалось Древнерусское государство. Какие князья способствовали становлению и развитию Руси?

Слайд 7

Дидактическая игра «Создание Древней Руси»

Слайд 8

Работа с картой

Слайд 9

Проблемная ситуация Наши предки называли себя славянами. Называли они себя и словенами . От каких же слов произошло название «славяне» и « словены »?

Слайд 10

Былины

Слайд 11

Владимир Красное Солнышко Время правления: 980 – 1015 г.

Слайд 12

Объединение Руси

Слайд 13

Военные походы Войны с соседями за пограничные области Защита от кочевников -печенегов 1. Поход на вятичей. 2. Поход на литовцев. 3. Поход на радимичей. 4.Поход на болгар. 1. Отражение набегов. 2. Строительство крепостных сооружений.

Слайд 14

Принятие христианства Фреска В.М. Васнецова «Крещение Владимира»

Слайд 15

Крещение Руси

Слайд 16

Забота о процветании Руси Земледелие. Ремесла. Торговля. Культура. Строительство. Образование.

Слайд 17

Чеканка монеты Златник Владимира. Лицевая часть монеты с портретом князя. Сребреник великого Киевского князя Владимира

Слайд 18

Десятинная церковь – 989 год

Слайд 19

Открытие школ «Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых»

Слайд 20

Памятник Тысячелетие России

Слайд 21

Икона равноапостольного великого князя Владимира с сыновьями

Слайд 22

Краткая биография Великий князь Киевский 11 июня 978 — 15 июля 1015 Вероисповедание: Язычество , принял Православие Рождение: ок . 960 Будутино под Псковом Смерть: 15 июля 1015 Берестово под Киевом Похоронен: Десятинная церковь , ныне место захоронения неизвестно

Слайд 23

Былины

Слайд 24

Династия: Рюриковичи Отец: Святослав Игоревич Мать: Малуша Супруга: Рогнеда Полоцкая (с 978 ), 4 неизвестных по именам жены, Анна Византийская (с 989 ) Дети: 13 сыновей, 10 дочерей

Слайд 25

Информационные источники: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%87


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Образование Древнерусского государства"

Тест по окружающему миру для 3 класса по программе Л.В.Занкова...

Тема урока: «Древнерусские воины – защитники»

Тема урока: «Древнерусские воины – защитники»...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ

Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о том, как люди узнают о прошлом.Предметные результаты: знать источники изучения истории....

Тест по теме «Образование Древнерусского государства».

Тест по теме «Образование Древнерусского государства»....

Тест по теме «Образование Древнерусского государства».

Тест по теме «Образование Древнерусского государства»....