Интеллектуальная игра по русскому языку
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) по теме

Кисель Татьяна Ефимовна

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5-6 классов средней общеобразовательной школы. Можно использовать при проведении Недели русского языка в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл интеллектуальная игра20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра   по русскому языку

«Выучи русский язык!»

 (для учащихся 5-6 классов)

 Кабинет празднично украшен, воздушные шары создают настроение приподнятости. На доске вывешен девиз мероприятия «Выучи русский язык!» На доске написано высказывание  о русском языке.

Цель мероприятия: пробудить интерес к изучению русского языка, воспитать любовь к родному слову.

Если ты хочешь судьбу переспорить, 
Если ты ищешь отрады цветник, 
Если нуждаешься в твердой опоре - 
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи – 
Выучи русский язык!
Горького зоркость,
Бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
                                        Сабир Абдулла, узбекский поэт

Как будто целый  мир тебе  знаком,
Когда владеешь русским языком…
Вот почему всем близок чистый, ясный,
Народа русского язык прекрасный. 
                                                           И. Гришашвили

- Сегодня в нашей игре встречаются сильнейшие игроки 5-х и 6-х классов. Дорогие друзья, добро пожаловать в страну русского языка. Девиз нашей игры: «Выучи русский язык». Посмотрим, какая команда быстро и правильно выполнит задания, в какой команде больших знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка.

- Пожелаем им удачи!

КОНКУРС 1. «РАЗМИНКА»

Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним. (Учитель зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ – 1 балл.)

1.      Что посеешь, … (то и пожнешь).

2.      Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3.      Кончил дело – … (гуляй смело).

4.      Волков бояться – … (в лес не ходить).

5.      С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6.      Как аукнется – … (так и откликнется).

7.      За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8.      Тяжело в учении – … (легко в бою).

9.      Любишь кататься – …(люби и саночки возить).

10.  Учение – свет, … (а неученье – тьма).

11.  Семь раз отмерь… (один раз отрежь).

12.  Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей). 

Конкурс 2. «Шифровальщик.»

Пришло сообщение, попробуйте расшифровать его. Соберите пословицу

 (За правильно построенное предложение – 3 балла):

(Раздаются карточки с перемешанными слогами по ря док вре мя бе ре жет).

КОНКУРС 3. «СИНТАКСИЧЕСКИЙ» (устно; делают пометки в рабочих листах)

Составьте предложение, выполнив предварительные действия (правильно построенное предложение – 3 балла):

1.      Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2.      Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3.      Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4.      Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5.      Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6.      Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

(Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги).

б)1. Из предложения Тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли  определения, поставить его в форме именительного падежа, женского рода, единственного числа.

2. Из предложения. За ночь земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребив это слово как подлежащее.

3. Добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван.

4. Из предложения  Над городом пролетел быстрокрылый самолёт взять обстоятельство.

(Получилось предложение: Тихая ночь опустилась над городом.)

Конкурс 4.

 Кто больше соберёт слов, используя буквенный состав слова    благородство

Для болельщиков:  Занимательная пятиминутка:

Ведущий: Ребята, ответьте на вопросы.

1. В каком слове сорок а? (Сорока.)

2. В каких словах по сто согласных? (Стол, стог, стоп.)

3. Как можно превратить слово мел в мелкое место, угол — в топливо, шест —в число?    (Сделать    мягким    конечный согласный.)

4. Что надо сделать со звуком в слове кость,    чтобы    оно    стало    обозначать желанного в доме человека?   (Сделать к звонким.)

5. Как можно превратить слово семя в слово семья?

6. Какое    правило    зашифровано    в стихотворной строчке?

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной.

7. Вопросы-шутки.

Чем кончается день и ночь? (ь)

Что стоит посередине земли? (м)

Чем   кончается  лето   и   начинается осень? (о)

5. Конкурс капитанов  (За верный ответ – 1 балл.)

1. Главный член предложения, обозначающий действие предмета. (Сказуемое).

2. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? Какая?   Какие? Чей? И обозначает признак предмета. (Определение).

3. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия. (Обстоятельство).

4. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. (Обращение).

1. Раздел науки о языке, в котором изучается правильная постановка знаков препинания. (Пунктуация).

2. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение. (Синтаксис).

3. Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание).

4. Главный член предложения, обозначающий предмет. (Подлежащее),

Конкурс 6. Блиц опрос. Гонка за лидером. (За верный ответ – 1 балл.)

 Вопросы для команды №1.

1. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы «кто?», «что?». (Подлежащее).

2. Назовите вопросы для дательного падежа. («Кому?», «чему?»)

3. Назовите часть речи, которая отвечает на вопросы «где?», «когда?», «куда?». (Наречие).

4. Как называется предложение, в котором содержится вопрос? (Вопросительные).

5. Как называется предложение, в котором нет второстепенных членов предложения? (нераспространенные).

6. Назовите раздел науки о языке, в котором изучаются части речи? (Морфология).

7. Изменяются ли имена существительные по родам? (Нет).

8. Книга для обучения. (Учебник).

9. Тот, кто учится в средней школе. (Ученик).

10. Отступ вправо в начале строки. (Абзац).

11. Промежуток времени в сто лет. (Век).

12. Учреждение, собирающее и хранящее книги. (Библиотека).

Вопросы для команды №2

1. Назовите член предложения, который отвечает на вопрос «что делает предмет?», «каков предмет?», «каков он?». (Сказуемое).

2. Назовите вопросы для родительного падежа. («Кого?», «чего?»)

3. Назовите часть речи, слова которой отвечают на вопросы «какой?», «чей?», «который?». (Прилагательное).

4. Как называется предложение, которое содержит просьбу, совет, приказ. (Побудительное).

5. Как называется предложение, в котором есть второстепенные члены предложения. (Распространённые).

6. Назовите раздел науки о языке, где изучаются предложения и словосочетания. (Синтаксис).

7. Изменяются ли имена существительные по числам? (Да).

8. Как называется точно установленный распорядок дня? (Режим).

9. Как называется человек, который обучает чему-нибудь? (учитель).

10. Как называется искусственный водоём, сооружённый для плавания? (бассейн).

11. Как называется аппарат для разговора, сигналы которого передаются по проводам? (Телефон).

12. Как называется сборник слов в алфавитном порядке? (Словарь).

7 конкурс  «Расшифруй послание». (За верный ответ – 3 балла.)

Шава  кодаман   натойдос   дыбепо.
(Ваша  команда достойна победы).

Болельщики могут принести очки для своей команды, если ответят на  шуточные вопросы:

Для болельщиков 1 команды:

1. Назовите три слова, в которых по сто согласных. (Стог, стол, стой).

2. Что мы говорим в начале урока? (Звук «у»)

3. Какой алфавит состоит из 6 букв? (Азбука).

Для болельщиков 2 команды:

1. В каком слове сорок гласных ? (Сорока).

2. Как превратить высокое растение, которое растёт по берегам рек, в маленькую мышь? (Переставить в нём слоги: кА-мыш – мыш-ка.)

3.  Во мне два «к».
Не забывайте, таким, как я,
Всегда бывайте:
Я точный, чистый
И опрятный, иным же словом … (Аккуратный).

Конкурс 8. «Одним словом». (За верный ответ – 1 балл.)

 Команды отвечают по очереди.

1. Активный деятельный член какого-нибудь коллектива, общества (активист).

2. Человек, начинающий какое-нибудь важное дело. (Зачинатель, инициатор).

3. Тот, кто беседует с кем-нибудь. (Собеседник).

4. Тот, кто работает с кем-нибудь (сотрудник).

5. Человек, идущий по одному пути с кем-нибудь (попутчик, спутник).

6. Писатель, создающий произведения для театра (драматург).

7. Человек, живущий за чужой счёт, за счёт чужого труда. (тунеядец).

8. Тот, кто завидует другим. (Завистник).

Что это?

1. Вызов по фамилии, именам с целью проверки, все ли присутствуют. (Перекличка).

2. Первые буквы имени и отчества. (Инициалы).

3. Территория, на которой запрещена охота. (Заповедник).

4. Движение руки, сопровождающее речь или служащее знаком .(Жест).

5. Движение мышц лица, отражающее какие-либо чувства, переживания. (Мимика).

6. Жидкое лекарство для приёма внутрь. (Микстура).

7. То, что примешано, добавлено к чему-либо. (Примесь).

8. Временное прекращение военных действий. (Перемирие).

Жюри подводит итоги, объявляет победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Счастливый случай". Интеллектуальная игра по русскому языку.5 класс

"Счастливый случай" - это интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5 классов. Организована она по принципу некогда популярной одноименной игры. Предполагает участие двух команд, состоит из...

"Лингвистическое ассорти". Интеллектуальная игра по русскому языку. 5 класс

"Лингвистическое ассорти" - интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников по русскому языку.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ин...

"ЛиРусс". Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе. 5 класс

"ЛиРусс" - интеллектуально-познавательная игра по русскому языку и литературе  для пятиклассников.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ...

интеллектуальная игра по русскому языку "знатоки русского языка"

игра может проводиться в 6-7 классах, как  внеклассное мероприятие по русскому языку...

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5-7-х классов «Знатоки русского языка»

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихс 5-7-х классов "Знатоки русского языка"...

Методическая разработка интеллектуальной игры по русскому языку "Своя игра"

Цель игры: активизация познавательной деятельности, расширение кругозора.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации заданий.Ход игры. Принцип проведения игры тот же, что ...

Интеллектуальная игра по русскому языку "Знай свой язык" для учащихся 5–7-х классов

. Вступительное слово учителя С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит ма...