Автор: Султанова Клавдия Акимовна

Должность: учитель истории и обществознания

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Гвардейское Красноармейского района Саратовской области»

Почтовый адрес учебного заведения: 412845 Саратовская область Красноармейский район село Гвардейское улица Заречная д.23

Аннотация. Эссе.

Эссе

«Я – учитель»

Вот уже 26 лет  каждое утро я спешу в школу, где с головой    погружаюсь в прекрасный мир детства. Вновь звенит звонок и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их  светлые,  ясные, чистые глаза,  любопытные, верящие, добрые,  оценивающие каждый мой взгляд,  жест,  шаг,  поступок. Они многого ожидают от меня. Начинается урок, я учу детей и сама учусь быть добрее и мудрее.                                  

 Вспоминая свое школьное детство, могу сказать, что я всегда мечтала стать учителем. Как только я научилась писать, царапала на мебели слова с ошибками, потом эти ошибки зачеркивала и ставила оценку.  А еще мне нравилось играть в школу, где я обязательно была учителем, а мои младшие братья и сестра учениками. Самым интересным для меня было находить ошибки и исправлять их. И когда меня спрашивали: «Кем ты хочешь стать?», я без колебаний отвечала: «Учителем». Мне так хотелось быть похожей на любимых моих учителей. Они были для меня воплощением  красоты, ума, добра и справедливости. Не значатся в расписании  уроки  великодушия,  благородства,  уважения  и внимания к достоинству и  чести  людей. Но  учителя  учили нас  всему  этому   ежеминутно,  ежечасно, повседневно,  каждой  своей  мыслью, жестом, манерой  говорить, слушать, одеваться, тем, какой он сам в гневе и в  покое, в радости и  в  печали. Они  непрерывно воспитывают детей всем своим обликом и поведением.

Школьные годы близились к завершению, и желание стать учителем стало моим осознанным выбором, я решила поступать на факультет начальных классов. К сожалению, моя попытка закончилась неудачей, не прошла по конкурсу. Мне предложили работу учителя начальных классов в соседнем селе. Так началась моя педагогическая деятельность. До сих пор помню свой первый урок. Как же я волновалась, когда войдя в класс, увидела детские глаза, широко открытые, доверчивые, ждущие от меня чего-то нового, интересного.   И мне так хотелось не обмануть их ожиданий.               

 Ах, молодость, молодость… Наивна, самоуверенна. Как же это оказалось непросто - стать учителем. Столкнувшись с трудностями профессии, я спасовала. Мне не хватило твердости характера, и я решила, что это не мой путь. Отработав год в школе, я поступила учиться на воспитателя детского сада. Но судьба меня вновь соединила со школой, и теперь уже надолго. Так я стала учителем.  И я поняла, что трудности преодолимы, нужно только научиться верить в себя, понимать детей. И уже работая в школе,  закончила Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского по специальности «преподаватель социологии». В данный момент работаю учителем истории и обществознания.  Учителя в школу приходят по-разному, и по-разному складываются их судьбы. Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, помочь ребёнку осознать себя личностью, пробудить интерес в познании себя, мира и окружающих.          Учитель должен помнить, что с ним идут его воспитанники, а путь может оказаться тернистым. А значит, он должен быть искренним, чутким, терпеливым, готовым прийти на помощь. Дети очень тонко чувствуют фальшь, поэтому только искренняя любовь к своему делу, а значит, к каждому своему ученику, способна сделать нас настоящими партнерами, настоящими друзьями.                                        

 В русском языке есть старое доброе слово – подвижник. В нём слышится сочетание двух важных значений: «движение» и «подвиг». Эти значения, как мне кажется, точно и полно выражают истинную суть учительского труда. Я думаю, наша профессия настолько «живая», деятельная, что это не позволяет нам стоять на месте, а требует постоянно быть в курсе всех событий, начиная от глобальных  мировых и заканчивая изменениями в молодёжном сленге, моде, музыке и.т.д., а также это движение вперед за новыми знаниями, идеями , технологиями. А подвиг – потому что на учителе огромный груз  ответственности за подрастающее поколение, и будущее страны. Учитель…Что стоит за этим привычным словом? Учитель это и отличный психолог, учитель – это и замечательный поэт, учитель – это и великолепный  актёр, но самое главное, что учитель – это незаменимый помощник и настоящий друг. Каждый урок учителя – это маленький спектакль, затрагивающий тонкие струны детских душ, и, если они звучат, как единая мелодия, значит, учитель состоялся.

Человек за свою жизнь встречает много людей, большинство из которых просто может забыть. Но только не учителя. Поэтому так важно, чтобы этот образ остался в памяти светлым и добрым.

Учитель оставляет после себя невидимый, на первый взгляд, след, но как же он важен! Во всех достижениях знаменитых людей прежде всего есть заслуга учителей.

В наше время работать в школе трудно, но интересно. Всегда приходится не только учить других, но постоянно учиться самому. В школах используют новые информационные технологии: компьютеры, интерактивные доски, проекторы, меняются методы преподавания.  Со временем надо идти в ногу, поэтому изучаю новые программы, методики, использую информационные технологии на своих уроках.

 Учитель -  творческая личность. Каждый день он должен постигать что-то новое, чем-то увлекаться и интересоваться. Перестанешь учиться – не сможешь учить. В то же время учитель -  простой человек, со своими радостями и печалями, проблемами и увлечениями. Он многогранен и интересен, добр и строг, справедлив и гуманен.  Настоящий учитель никогда не принесет в класс к детям негатив, плохое настроение. Все плохое остается за порогом школы.  Откуда же берет силы учитель, чтобы быть одновременно воспитателем и педагогом, артистом и скульптором, отцом и матерью? Каким же неистощимым должно быть вдохновение учителя, пожизненно вызванного к доске? И если силы находятся, вдохновение не покидает, работа приносит радость, это значит, что человек правильно выбрал свой путь. Работа Учителя требует полной самоотдачи, затраты умственных, физических и душевных сил. Случайные люди редко задерживаются в этой профессии. Терпение, умение слушать и слышать, понимать детей, адекватно выбирать приёмы и методы педагогической работы, твёрдая уверенность в себе и в своих учениках, желание не только учить, но и учиться – вот профессиональные качества, которыми должен обладать настоящий педагог. 

Учитель – профессия, самая главная на Земле. Она является источником радости, дает нам радость человеческого общения, счастье погружения в мир детства, чувство причастности к рождению нового в этой жизни, возможности заглянуть в будущее.    

Я часто говорю своим детям, что рядом с вами такие же люди, как и вы, со своими проблемами, трудностями, бедами и радостями, они разные, и всех их надо принимать, уметь общаться с ними. Живя в обществе, нельзя без людей обойтись, без законов нравственности, человечности.

 Вспоминая свои , ещё совсем неуверенные , робкие «шаги» во взрослой жизни, мечтала стать хорошим учителем, настоящим другом, второй мамой для своих детей. Я надеюсь ,что  моя мечта сбылась!