Учитель – великое слово!      

                                                                                      И названы словом таким

                                                                                      Те люди,  которые новый

                                                                                      Открыли  для каждого мир!

 

                                                                                                            Подготовил:  учитель истории и обществознания,

                                                                  МБОУ СОШ с.Высокое 

 Силаков  Олег  Сергеевич

 

          Учитель… Очень привычное, с детства всем знакомое  слово, с которым неразрывно связана   вся  наша  жизнь. Как много в этом слове  гордости, уважения и понимания! Вряд ли можно найти название профессии человека, которая  звучала бы так же красиво, гордо, проникновенно, тепло и душевно!  В  понятие  «учитель» вложен глубокий смысл и большое значение, что, бесспорно,  соответствует огромным задачам, которые стоят перед теми, кого называют этим словом. Учитель, педагог, наставник – это не профессия, а скорее призвание... Это образ жизни… Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, и прежде всего – перед учеником. Каждый день на учителя  смотрят глаза его  учеников. За партами на его  уроках сидит будущее России.  И от того, каким станет  это  будущее, зависит не только жизнь страны, но и жизнь каждого россиянина.

         Школа – это удивительный мир, который создает самое ценное – то, что придет нам на смену. Школа - это особый мир детства. Этот мир тонкий и  хрупкий, как хрусталь, с открытым сердцем  чувствующий  ложь и фальшь, не прощающий  ошибок нам, взрослым…
        Став учителем, стараешься часто  осмыслить, понять  не раскрытый для себя подчас в течение всей своей учительской жизни   вопрос: «Кто же я  педагог? В чем смысл моего каждодневного труда?» Земледелец через пять-шесть дней видит  всходы  на поле, хирург получает от пациента благодарную улыбку через несколько часов после операции, парикмахер уже через час видит результат своей работы.  И только учителю надо трудиться  и трудиться, ждать годы, чтобы увидеть результат своего творения и почувствовать себя счастливым. Счастливым от того, что его ученики достигли успеха, они умные и предприимчивые, добрые и отзывчивые, целеустремленные и благородные…А что еще может так радовать учителя!? Его труд  можно сравнить с  трудом  хлебороба и строителя: из зерна  добра и справедливости учитель выращивает  душу ученика, из кирпичиков знаний складывается  их ум, добреет душа, растет внутренний мир.

        В жизни каждого человека наступает момент, когда он задумывается над тем, какую профессию выбрать. Кем стать? Кем быть?  Кто-то станет  художником  или писателем, другой – банкиром, третий – врачом...  Выбор всегда остаётся за человеком.  И это дело ответственное. Как заметил  поэт М.Волошин, «каждый рождается дважды», второй раз, когда «сердце горит и трепещет». Я считаю, что мы рождаемся во второй раз, когда избираем свою профессию. «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет», - говорил К.Д. Ушинский.

         Для меня выбор профессии – стать учителем - оказался совсем не случайным. Дело в том, что моим самым первым  учителем в жизни, подтолкнувшим меня на педагогическое поприще, направившим на этот сложный, противоречивый и в то же время правильный путь,  оказался мой дедушка – Нарычев Евгений Васильевич.  В моей детской памяти он сохранился в образе доброго дедушки, волшебника - всё знающего, умеющего, готового  всегда прийти на помощь. Дедушка более 30 лет преподавал историю деревенским ребятишкам. Помню, как в далеком детстве этот «волшебный дедушка» сажал меня к себе на колени, открывал книгу и с мелодичным, добрым голосом, голосом былинного певца  читал мне сказки. Да, тогда эти рассказы из Истории казались мне сказкой, манящей в бескрайние просторы океана вместе с парусами аргонавтов, в залитые солнцем прерии Америки, где стойко и мужественно сражался за независимость своего народа гордый индеец Чингачгук   , в царство льда и снега Антарктиды , где в шестидесятиградусный мороз погибали первооткрыватели Роберта Скотта…Эти страницы славной истории нашей Вселенной  не обошли меня стороной, не пролетели мимо! Они глубоко осели в моем сердце, запали мне в душу теми зернами любви, которые стали прорастать и уже в семнадцатилетнем возрасте дали дружные всходы в виде желания: «Я хочу стать учителем!» Как же был рад этому моему желанию дедушка! Ведь я решил продолжить его дело! Пойти по его стопам!! Стать историком!!! И вот уже давно позади студенческие годы!

 14 лет я преподаю  в школе, где не так давно работал мой дед.   Я очень доволен  своим выбором, считая его своим призванием. Наш труд - один из самых ответственных в современном мире.  Именно мы, учителя, своей жизнью, своими поступками, своими словами создаем в душах и мыслях ребят представление о добре и зле, о красоте и безобразии, о храбрости и подлости, о дружбе и предательстве… Мне нравится высказывание об учителе  известного  писателя-педагога  С.Л.Соловейчика, которое так метко и так точно отражает сущность учительской профессии: «Он -  артист, но его слушатели не аплодируют ему. Он - скульптор,  но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждого вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела»

          У каждого учителя складывается своя педагогическая философия, свои педагогические принципы и подходы к образованию. Я уверен: обучать и воспитывать можно ребенка по-разному, но цель у всех педагогов должна быть одна:  воспитание  умной, творчески мыслящей личности, способной в будущем раскрыть свои таланты, посвятить свою жизнь служению своему Отечеству и своему народу. Мои принципы в работе – любить детей,  сохранять неповторимость  и индивидуальность  детской души, дать возможность каждому ребенку открывать свои способности, расти, развиваться самому  вместе с учениками, постоянно самосовершенствоваться, чтобы быть интересным для них.

        Чтобы достичь всего этого,  научить ребёнка чему-то новому, воспитать в нём хорошие качества, учитель сам обязан обладать ими. Очень точно сказал об этом А.С.Макаренко: “Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его… Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь… – всё это имеет для ребёнка большое значение”.

         Еще одним  принципом, которому я следую в своей работе, является  принцип обучения   и воспитания  подрастающего поколения  собственным примером. Без этого нельзя! Дети видят тебя насквозь! И чтобы перед ними был положительный пример в лице их  учителя, необходимо  переделывать себя, бороться со своими недостатками,  чтобы не привить их своим ученикам. Нужно быть хорошим учителем!    А хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать  море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний», - писал В. А. Сухомлинский.  Работая над собой, я всегда помню о том, что бесспорным  авторитетом для детей должны стать мои личностные качества как педагога, мои знания и жизненный опыт.   Учитель, как никто другой,  должен управлять своими чувствами, темпераментом, быть примером для детей – ведь  проявляя  свои эмоции,  по-человечески относясь  к людям,  он передает ребятам подлинную науку высоконравственного поведения. Напротив,  бестактное, неуважительное, оскорбительное отношение к детям наносит глубокие душевные травмы, вредит всему делу обучения, воспитания.  Многие годы работы в школе  постоянно нахожусь в поисках смысла  своей деятельности, принимаю  активное участие в разработке и внедрении  инновационных моделей образовательной системы, успешно использую современные педагогические технологии на уроках, одной из которых является применение индивидуального подхода в обучении.  Я считаю, что одним  из главных преимуществ индивидуального подхода в обучении  является  возможность для ребенка сформировать свои, особенные, характерные лишь для него способы работы. Наступило время, когда мы можем порадоваться, если ребенок вдруг сделал что-то необычное, нестандартное, креативное. Поэтому моей задачей как педагога при осуществлении такого подхода в обучении  становится создание таких психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.  Найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нём инициативу – такова цель моего общения с детьми. На каждом уроке  я преследую цель: всем без исключения должно быть понятно, интересно, доступно.  Поэтому   стараюсь создавать проблемные, поисково-исследовательские ситуации с целью включения ребят в творческий поиск решения поставленных учебных задач.
Лев Толстой однажды выразил такую мысль: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель». 

         Каким же должен быть современный настоящий учитель? Каким его  хочет видеть ребенок? В чем, по моему мнению, состоит миссия педагога в современном мире?  В школьном расписании  не найдешь  уроков  доброты,  милосердия,   чуткого  отношения к окружающим людям ... На кого, как не на учителя, возложена ответственность  учить  всему  этому  своих  питомцев. Учить каждый день,  каждый час, каждую минуту.  Создавать из маленького человечка всесторонне развитую  личность!  Вложить в неё основы морали, патриотизма, гуманности. Личность, способную любить и ненавидеть, умеющую отличать добро от зла, поступающую по чести и совести. Воспитать человека, способного жить и успешно действовать в стремительно меняющемся мире, реализуя свои творческие возможности и уважая других людей.

          Но  воспитать такого человека, воспитать такую личность может только тот, кто сам  таковым является. В моем понимании самое   важное  назначение  учителя  в современном мире — быть просто Личностью.   Но как ею стать рядовому российскому учителю?  Ответ одновременно и прост, и сложен: постоянно расти в духовном плане, на пределе возможностей  использовать свои способности, быть максимально  требовательным к себе,  давать детям то, чего  им подчас не хватает в семье: простое человеческое тепло, заинтересованность  их судьбою, любовь…«Учитель как носитель света весь наполнен улыбкой: каждый его взгляд, его жест, его действие…От него – всё доброе в человеке. Он не может быть двуликим: хорошим наставником и плохим человеком… Он как бы перо духа творящего, пишущего в душах воспитанников высшие мысли, которые потом выражаются ими в улыбках Любви, Красоты, Мудрости и Знания».

        В этом отношении современному учителю надо учиться быть счастливым: у  счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. Древнегреческий философ Сократ  сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим. Современному учителю нужно учиться быть искренним, всегда готовым  признать свои ошибки.  В  сердце современного учителя всегда должна жить Любовь! Любовь к жизни, любовь к себе, любовь к своей профессии, любовь к своему предмету, любовь к детям. Известный советский педагог  Ш. Амонашвили сказал: "Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития  человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в первую очередь, в их душах и сердцах…"

        Каким же всё-таки должен быть современный учитель? Да, он должен быть искренним! Да, он должен быть счастливым! Да, он должен любить свое дело!  Но  прежде всего он должен быть Человеком с большой буквы!

Каждый человек, проходя свой жизненный путь, задумывается о выборе своего призвания, своей профессии. И сейчас, оглядываясь назад, я нисколько не жалею о своём выборе.    Самая большая награда для меня за мой труд – это  понимающие глаза  моих учеников на уроке! Школа – это мой дом. Ей я отдаю свое время и силы. Жить по-другому уже не умею и не хочу. А когда не остаётся сил, вспомню  глаза своих учеников и с новыми силами начинаю следующий учебный день.

       Я люблю свою профессию за её уникальное свойство: она позволяет нам видеть и любоваться духовным ростом своих учеников, через годы встречаться с ними, ставшими взрослыми достойными людьми.

      И закончить свои размышления  о великой профессии на земле я хочу мудрой мыслью: «Свеча ничего не потеряет, если от её пламени зажечь другую свечу…»