Самохвалова Ирина Павловна, учитель физики МБОУ«СОШ №2г Красноармейска»

                                          «Я- учитель»

«Все взрослые сначала были детьми, только мало кто об этом помнит», — писал Антуан де Сент – Экзюпери. Учитель должен уважать и понимать каждого своего ученика. 

Очень часто близкие и знакомые спрашивают меня, трудно ли работать учителем. Вряд ли кто-то скажет, что легко. Да и я не исключение. Лучше всего это понимают педагоги и ученики. Многие родители, приходя в школу, узнают этот мир по-другому; и дети, и учителя раскрываются по-новому. Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени на второстепенное  и ненужное. Важно не проглядеть, не упустить время, не опоздать! Я стараюсь успеть. Время – величайшая ценность, его нельзя тратить на пустяки. Учиться надо всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь учить.                                                                            Работа педагога – это постоянное саморазвитие, самообразование, непрерывное образование. Посещение различных семинаров, курсов, мастер-классов – ещё одна составляющая моей профессии. И если ты не стремишься к самосовершенствованию, успешным в профессии ты вряд ли станешь.
На мой взгляд, самое страшное здесь – отсутствие призвания, истинного призвания. И как непреложная истина: первое в нашей профессии - это любовь к детям, к любым: ленивым и старательным, внимательным и рассеянным, серьезным и взбалмошным. Ведь дети остро чувствуют невнимание к его внутреннему миру. Ребенка обмануть нельзя.                         Я убеждена, что учитель должен верить, что все дети без исключения способны и успешны, что каждый ребенок талантлив по-своему. Необходимо помнить, что ребенок – это, прежде всего, личность: у него есть свой опыт, мнение, чувства, свои представления о мире. Нужно уметь расслышать ребенка, уловить, что ему важно, быть внимательным к его мнению, поддерживать, чтобы он получал радость от приобретенных знаний, чтобы учеба была для него  не безрадостным заучиванием, а процессом самовыражения, творчества.                                                                       Понимая, что научить ребенка по - иному взглянуть на какие-то уже привычные вещи, научить думать в иной плоскости (а порой, чтобы вообще научить думать), не бояться поиска, необходимо постоянно пропускать через себя все, что ты хочешь дать ему в этот день, на каждом уроке. И отсюда: постоянный поиск, каждодневная работа и сомнения: сработает ли, удастся ли, получится ли…  Ведь главным становится не просто научить ребенка, а научить учиться.                                                                                                   Но, все же главный труд учителя не только в том, чтобы дать ребенку образование, а в том, чтобы развивать душу, формировать характер, воспитывать Человека. Я осознаю ту огромную ответственность, которая лежит на мне, как учителе, за каждое прикосновение к его душе. И что будет «записано»  в их неокрепших детских душах: доброе или злое, светлое и темное - всё это зависит и от меня.  

Всё это и определило мой выбор этой самой гуманной профессии на Земле, где Учитель подобен Творцу.  Именно в процессе   творчества рождается незримая, неразрывная связь между тобою и тем, кому необходим наставник, кто нуждается в знании о мире, о законах, определяющих нравственное поведение людей.                                                                        

При этом детям чрезвычайно важно чувствовать свою востребованность, интересность, твое неравнодушие – и если ты даешь это, то связь между твоим  учеником и тобою, учителем, не обрывается.                                 Главное для меня - когда на каждом уроке удается заинтересовать ученика настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, чтобы захотелось задавать вопросы и искать ответы.                                                                     Мы вместе радуемся нашим победам и делаем выводы из наших неудач. А самое главное – я учу детей удивляться и, конечно, мечтать!                    Чтобы научить ребёнка чему-то новому, воспитать в нём хорошие качества, учитель сам обязан обладать ими. Очень точно сказал об этом А.С.Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его… Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь… – всё это имеет для ребёнка большое значение».                                                                    Профессия учителя трудна и духовно, и физически, «богата» на стрессы. Крайне ответственная работа. Но в то же время учитель должен знать и уметь всё, быть другом и собеседником, которому можно всё доверить.                    Я люблю свою профессию, люблю предметы, которые преподаю, люблю своих учеников, и я с уверенностью говорю: «МОЁ ПРИЗВАНИЕ – ПЕДАГОГ».