Самохвалова
Ирина Павловна, учитель физики МБОУ«СОШ №2г Красноармейска»
«Я- учитель»
«Все взрослые сначала были детьми,
только мало кто об этом помнит», — писал Антуан де Сент – Экзюпери. Учитель
должен уважать и понимать каждого своего ученика.
Очень часто
близкие и знакомые спрашивают меня, трудно ли работать учителем. Вряд ли кто-то
скажет, что легко. Да и я не исключение. Лучше всего это понимают педагоги и
ученики. Многие родители, приходя в школу, узнают этот мир по-другому; и дети,
и учителя раскрываются по-новому. Школа – самая удивительная страна, где каждый
день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового,
интересного, где нет времени на второстепенное
и ненужное. Важно не проглядеть, не упустить время, не опоздать! Я
стараюсь успеть. Время – величайшая ценность, его нельзя тратить на пустяки.
Учиться надо всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все
крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь учить. Работа
педагога – это постоянное саморазвитие, самообразование, непрерывное
образование. Посещение различных семинаров, курсов, мастер-классов – ещё одна
составляющая моей профессии. И если ты не стремишься к самосовершенствованию,
успешным в профессии ты вряд ли станешь.
На мой взгляд, самое страшное здесь – отсутствие призвания, истинного
призвания. И как непреложная истина: первое в нашей профессии - это любовь к
детям, к любым: ленивым и старательным, внимательным и рассеянным, серьезным и
взбалмошным. Ведь дети остро чувствуют невнимание к его внутреннему миру.
Ребенка обмануть нельзя.
Я убеждена, что учитель должен верить, что все дети без исключения
способны и успешны, что каждый ребенок талантлив по-своему. Необходимо помнить,
что ребенок – это, прежде всего, личность: у него есть свой опыт, мнение,
чувства, свои представления о мире. Нужно уметь расслышать ребенка, уловить,
что ему важно, быть внимательным к его мнению, поддерживать, чтобы он получал
радость от приобретенных знаний, чтобы учеба была для него не безрадостным заучиванием, а процессом
самовыражения, творчества.
Понимая, что научить ребенка по - иному взглянуть на какие-то уже
привычные вещи, научить думать в иной плоскости (а порой, чтобы вообще научить
думать), не бояться поиска, необходимо постоянно пропускать через себя все, что
ты хочешь дать ему в этот день, на каждом уроке. И отсюда: постоянный поиск,
каждодневная работа и сомнения: сработает ли, удастся ли, получится ли… Ведь главным становится не просто научить
ребенка, а научить учиться.
Но, все же
главный труд учителя не только в том, чтобы дать ребенку образование, а в том,
чтобы развивать душу, формировать характер, воспитывать Человека. Я осознаю ту
огромную ответственность, которая лежит на мне, как учителе, за каждое
прикосновение к его душе. И что будет «записано» в их неокрепших детских душах: доброе или
злое, светлое и темное - всё это зависит и от меня.
Всё это и определило мой выбор этой самой гуманной профессии
на Земле, где Учитель подобен Творцу.
Именно в процессе творчества
рождается незримая, неразрывная связь между тобою и тем, кому необходим
наставник, кто нуждается в знании о мире, о законах, определяющих нравственное
поведение людей.
При
этом детям чрезвычайно важно чувствовать свою востребованность, интересность,
твое неравнодушие – и если ты даешь это, то связь между твоим учеником и тобою, учителем, не обрывается. Главное для
меня - когда на каждом уроке удается заинтересовать ученика настолько, чтобы
ему самому захотелось познать новое, чтобы захотелось задавать вопросы и искать
ответы.
Мы вместе радуемся нашим победам и делаем выводы из наших неудач. А
самое главное – я учу детей удивляться и, конечно, мечтать! Чтобы научить ребёнка
чему-то новому, воспитать в нём хорошие качества, учитель сам обязан обладать
ими. Очень точно сказал об этом А.С.Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете
ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его… Вы
воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы одеваетесь, как вы
разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь,
как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь… – всё это имеет для
ребёнка большое значение». Профессия
учителя трудна и духовно, и физически, «богата» на стрессы. Крайне
ответственная работа. Но в то же время учитель должен знать и уметь всё, быть
другом и собеседником, которому можно всё доверить. Я люблю свою профессию, люблю предметы, которые преподаю, люблю своих
учеников, и я с уверенностью говорю: «МОЁ ПРИЗВАНИЕ – ПЕДАГОГ».