Конкурсное задание «Я – учитель». Педагогическое эссе.

Подготовила: учитель истории,

обществознания, ОРКСЭ

МБОУ СОШ № 10 п. Каменский

Красноармейского района Саратовской области

Коршунова Лариса Александровна.

larisa71078@yandex.ru

 

"Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию" Лев Николаевич Толстой

Мой педагогический дебют состоялся в небольшом селе с красивым названием  Любицкое Пугачёвского района  Саратовской области. Это был 1998 год и я, закончив  с красным дипломом Вольское педагогическое училище № 2 им. Панферова, перешагнула порог школы,  где училась с первого по девятый классы, но уже в качестве учителя, а не ученика.

Говорят, что при рождении человека зажигается звёздочка… Возможно, что такая звёздочка появилась и при моём рождении, но думаю, что если она действительно есть, то главный путь, который она освещает для меня - это путь Учителя. По словам моей первой учительницы, в первом классе я обратилась к ней с вопросом "А где учатся, чтобы стать учителем?" Я - счастливый человек, так как занимаюсь любимым делом.  Я очень люблю свою профессию и не представляю, что могла бы заниматься другим родом деятельности. Считаю, что труд учителя является очень интересным, но в тоже время и очень сложным, т.к. всю себя отдаёшь своему призванию.

Педагогическое призвание…  Какое оно?  Что составляет основу этого ёмкого, но в тоже время такого чёткого понятия? Ответы  на эти вопросы можно найти в одной из старинных притч.

Однажды к Великому Мастеру пришел молодой человек. У него был всего лишь один простой вопрос: “Я уже все изучил и все знаю. Я прочел много книг, сам могу выступать с лекциями. И всему этому я научился сам, мне никто не помогал. Ответьте же мне тогда на мой вопрос: нужен ли мне Учитель?”.

Мастер рассмеялся: “Приходи через пару деньков, и ты получишь свой ответ”.

Юноша ушел обескураженный. Он так и не понял, почему же Мастер не смог сразу ему ответить.

Через несколько дней он все же вернулся. Мастер вручил ему конверт и сказал: “Отнеси, пожалуйста, это письмо в деревню, что находится по ту сторону реки. На берегу есть лодка, есть лодочник, он тебя переправит”.

На следующий день, прямо с утра юноша отправился на берег, нашел лодочника и сел в лодку. Но когда они отплыли, он вдруг вспомнил, что не расспросил о дороге в деревню и собственно не знает, как добраться туда. Юноша поинтересовался у лодочника, но тот тоже не знал дороги.

Пришлось вновь идти к Мастеру, чтобы узнать точный путь к этой деревне.

И тогда Мастер сказал юноше: “Это и есть ответ на твой вопрос. У тебя есть цель путешествия, есть средство, чтобы добраться до нее, но ты не знаешь дороги, по которой тебе нужно идти. Вот причина, из-за чего ты остановился. Тебе понадобился проводник, который хорошо знает этот путь. Мало иметь знания. Чтобы окунуться в них и правильно ими воспользоваться, нужен Учитель”.

В моём понимании  учителем может быть только человек с высокими нравственными идеалами, обладающий набором определённых личностных качеств.  Среди них особо можно выделить такие как:

- гуманность;

- увлеченность профессией;

- любовь к детям;

- справедливость, выдержка и самокритичность;

- требовательность к себе и окружающим;

- педагогическое творческое воображение и наблюдательность.

Действительно, настоящий учитель должен быть не только разносторонне развитой личностью, но и уметь отдавать себя целиком и полностью своей работе. У меня растут сын Илюша и дочь Мария, и порою мне кажется, что занимаясь воспитанием чужих детей, я мало времени уделяю своим собственным. Но страхи проходят, когда на уроках я вижу горящие глаза своих учеников, когда видишь уважение и авторитет в глазах родителей, и приходит осознание того, что моя работа- это моё предназначение.

По словам великого классика Льва Николаевича Толстого «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». В своей педагогической деятельности я стараюсь следовать этим словам, потому что предметы, которые я преподаю,  являются предметами социально-гуманитарной направленности. На уроках истории, ОРКЭС я стараюсь научить своих учеников любить своё Отечество, уважать историю своего народа, чтить и уважать традиции и обычаи своих предков. При каждой встрече с учениками, я стараюсь донести до их сознания, что на каком бы этапе истории не находилось человеческое общество, всегда были и будут на первом месте нравственные идеалы, толерантные принципы отношений, любовь и патриотизм.

В заключение моего педагогического эссе хотелось бы вспомнить литературные строки, которые очень лаконично  отражают моё педагогическое кредо

«…Учу детей, оставив все заботы,

Стремясь в сердцах у них посеять благодать…» М. Коллинз