Конкурсное задание «Я – учитель». Педагогическое эссе.
Подготовила:
учитель истории,
обществознания,
ОРКСЭ
МБОУ СОШ № 10 п.
Каменский
Красноармейского
района Саратовской области
Коршунова Лариса
Александровна.
"Не тот
учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть
внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным.
Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами,
которые человек приносит своему призванию" Лев Николаевич Толстой
Мой педагогический дебют состоялся в небольшом селе
с красивым названием Любицкое
Пугачёвского района Саратовской области.
Это был 1998 год и я, закончив с красным
дипломом Вольское педагогическое училище № 2 им. Панферова, перешагнула порог
школы, где училась с первого по девятый
классы, но уже в качестве учителя, а не ученика.
Говорят, что при рождении человека зажигается
звёздочка… Возможно, что такая звёздочка появилась и при моём рождении, но
думаю, что если она действительно есть, то главный путь, который она освещает
для меня - это путь Учителя. По словам моей первой учительницы, в первом классе
я обратилась к ней с вопросом "А где учатся, чтобы стать учителем?" Я
- счастливый человек, так как занимаюсь любимым делом. Я очень люблю свою профессию и не
представляю, что могла бы заниматься другим родом деятельности. Считаю, что
труд учителя является очень интересным, но в тоже время и очень сложным, т.к.
всю себя отдаёшь своему призванию.
Педагогическое призвание… Какое оно?
Что составляет основу этого ёмкого, но в тоже время такого чёткого
понятия? Ответы на эти вопросы можно
найти в одной из старинных притч.
Однажды к Великому Мастеру пришел молодой человек. У
него был всего лишь один простой вопрос: “Я уже все изучил и все знаю. Я прочел
много книг, сам могу выступать с лекциями. И всему этому я научился сам, мне
никто не помогал. Ответьте же мне тогда на мой вопрос: нужен ли мне Учитель?”.
Мастер
рассмеялся: “Приходи через пару деньков, и ты получишь свой ответ”.
Юноша
ушел обескураженный. Он так и не понял, почему же Мастер не смог сразу ему
ответить.
Через
несколько дней он все же вернулся. Мастер вручил ему конверт и сказал: “Отнеси,
пожалуйста, это письмо в деревню, что находится по ту сторону реки. На берегу
есть лодка, есть лодочник, он тебя переправит”.
На
следующий день, прямо с утра юноша отправился на берег, нашел лодочника и сел в
лодку. Но когда они отплыли, он вдруг вспомнил, что не расспросил о дороге в
деревню и собственно не знает, как добраться туда. Юноша поинтересовался у
лодочника, но тот тоже не знал дороги.
Пришлось
вновь идти к Мастеру, чтобы узнать точный путь к этой деревне.
И тогда Мастер сказал юноше: “Это и
есть ответ на твой вопрос. У тебя есть цель путешествия, есть средство, чтобы
добраться до нее, но ты не знаешь дороги, по которой тебе нужно идти. Вот
причина, из-за чего ты остановился. Тебе понадобился проводник, который хорошо
знает этот путь. Мало иметь знания. Чтобы окунуться в них и правильно ими
воспользоваться, нужен Учитель”.
В
моём понимании учителем может быть только
человек с высокими нравственными идеалами, обладающий набором определённых
личностных качеств. Среди них особо
можно выделить такие как:
- гуманность;
- увлеченность профессией;
- любовь к детям;
- справедливость, выдержка и
самокритичность;
- требовательность к себе и
окружающим;
- педагогическое творческое
воображение и наблюдательность.
Действительно,
настоящий учитель должен быть не только разносторонне развитой личностью, но и
уметь отдавать себя целиком и полностью своей работе. У меня растут сын Илюша и
дочь Мария, и порою мне кажется, что занимаясь воспитанием чужих детей, я мало
времени уделяю своим собственным. Но страхи проходят, когда на уроках я вижу
горящие глаза своих учеников, когда видишь уважение и авторитет в глазах
родителей, и приходит осознание того, что моя работа- это моё предназначение.
По
словам великого классика Льва Николаевича Толстого «Если учитель имеет только
любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к
ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все
книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в
себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». В своей
педагогической деятельности я стараюсь следовать этим словам, потому что
предметы, которые я преподаю, являются
предметами социально-гуманитарной направленности. На уроках истории, ОРКЭС я
стараюсь научить своих учеников любить своё Отечество, уважать историю своего
народа, чтить и уважать традиции и обычаи своих предков. При каждой встрече с
учениками, я стараюсь донести до их сознания, что на каком бы этапе истории не
находилось человеческое общество, всегда были и будут на первом месте
нравственные идеалы, толерантные принципы отношений, любовь и патриотизм.
В
заключение моего педагогического эссе хотелось бы вспомнить литературные
строки, которые очень лаконично отражают
моё педагогическое кредо
«…Учу детей, оставив все заботы,
Стремясь
в сердцах у них посеять благодать…» М. Коллинз