Учитель года –
2015
Конкурсное
задание «Эссе»
на тему: «Я –
учитель»
Коломейцева Алла
Сергеевна,
«Дело учителя
- скромное по наружности –
одно из величайших дел в истории».
К.Д.Ушинский.
Почему я учитель, а не кто-нибудь другой? -Ни повар, ни продавец, ни
строитель, ни дизайнер? Быть может в наши дни профессия учителя очень
престижна? –Нет, в пединституты и колледжи в последние годы не наблюдается
большого «наплыва» абитуриентов. Может она высоко оплачиваема? Да не особо -
многие мои коллеги живут от зарплаты до зарплаты, не делая никаких накоплений,
и это не от того, что они большие транжиры…Может, почетна? – Пожилую
учительницу физкультуры избили учащиеся, и, желая похвастать, выложили видео в
интернет…Вот тебе и почет и слава… Быть
может, бонусом является досрочная пенсия и социальные выплаты? –До сих пор не
знаю ни одного учителя, «сидящего» на пенсии по выслуге лет. Зато моя
учительница литературы, которой 72 года, ведет 1 час в неделю, чтобы ей платили
эти самые социальные выплаты…Может привлекателен короткий рабочий день – отвел
6 уроков и свободен? И тут что-то не сходится - планы уроков, характеристики,
подготовка классных часов, планы воспитательной работы, подготовка школьных мероприятий и т.п.– все это делается дома, в нерабочее время. Так
почему же несмотря на все минусы этой профессии я все-таки учитель?
Все мы родом из детства.
И детство каждого человека озарено особым светом, это свет добра, когда все
делаешь легко и играя, когда вокруг тебя все друзья - дети и взрослые… Мне
повезло. В школе меня учили замечательные люди. Кроме общеобразовательной, я
посещала спортивную, музыкальную и художественную школы, многие
кружки-танцевальный, вокальный, драматический, всех не перечислишь…И везде мне
встречались понимающие, чуткие, неравнодушные педагоги. Их имена сверкают в моей памяти немеркнущими бриллиантами:
Михалев Михаил Павлович, Бусыгина Валентина Николаевна, Карлова Галина
Геннадьевна, Пестышева Людмила Ивановна, Зиненко Наталия Ивановна, Арсентьева
Валентина Наумовна, Кутузов Владимир Николаевич, Заплавный Анатолий Алексеевич,
Красовицкая Лилия Михайловна... Я помню каждого своего учителя, все они были
лучшими, каждый щедро делился со мной частью тепла своей души, открывал передо
мной новые миры, вселял веру в себя. Это добрые, знающие свое дело люди,
абсолютно бескорыстные, бесконечно терпеливые, щепетильно честные, готовые в
любую минуту прийти на помощь. Может быть, поэтому я и захотела в юности стать таким же
человеком?
Я очень люблю читать. И нас обучали не
только наши учителя, но и писатели,
поэты, посвящая свои произведения нелёгкому, но в тоже время благородному труду
– профессии учителя.
Действие
рассказа В.Г.Распутина “ Уроки французского” происходит в послевоенное,
голодное время. Несмотря на это люди не ожесточились, были и такие, как Лидия
Михайловна, учительница французского языка, которая, почувствовав, что с
учеником творится неладное, пришла к нему на помощь.
Когда она узнала, что ее ученик
вынужден зарабатывать себе на жизнь, играя после уроков на деньги на окраине
города, чтобы никто не видел, она решила ему помочь. Сначала учительница начала
дополнительно заниматься с ним после уроков, затем стала приглашать к себе
домой. Робкий и стеснительный от природы, мальчик испытывал стыд и неловкость,
отказывался от еды. Лидия Михайловна поняла, что помощи он не примет, и решила
использовать известное ему средство – игру на деньги. В один из дней они были
«разоблачены» директором школы. Директор, не разобравшись, обвинил её в самых
страшных грехах и выгнал из школы. Всю «вину» она взяла на себя.
Для меня образ Лидии Михайловны стал
олицетворением главной миссии учителя - она, увидев в ребенке способного
ученика, делает всё для того, чтобы он мог спокойно получить образование, даже
пожертвовав своей репутацией. Лидия Михайловна открывает мальчику новый мир,
где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе,
избавлять от одиночества. Она научила ученика состраданию, благожелательности,
дала ему уроки доброты и справедливости.
В рассказах Ю.Яковлева “ Учитель”, А.Астафьева
“Фотография, на которой меня нет”, Ф.Искандера “ 13 подвиг Геракла”, повести
Ч.Айтматова “Первый учитель” описываются разные учителя.
У каждого своя судьба, свои методы воспитания, но единственное, что их
объединяет – это любовь к ученикам, высокий ум и светлая душа. Таких учителей,
которые дарят свою любовь, душевное тепло, учат не бояться никаких невзгод,
люди помнят всю жизнь, вспоминают с благодарностью. Это настоящие герои нашего
времени.
Не только литературные персонажи, но и
реальные события показывают нам, что
учитель часто стоит перед самым сложным выбором в своей жизни. Что же это за
выбор? – Обратимся к истории.
Януш Корчак. Врач, офицер, педагог.
Вместе со своими учениками вошел в газовую камеру. Мог бы не входить - остался
бы жив… Он выбрал. Сделал последний шаг в вечность. -Не мог поступить иначе...
Труд другого педагога - Антона
Семеновича Макаренко был связан отнюдь не с прилежными учениками, а с
беспризорниками, детьми, развращенными уличным воспитанием. Методы, использованные им не совсем приемлемы
для обычной школы. Однако педагог умел разглядеть в каждом из них личность и
воспитывал настоящего Человека.
Каким же учителем хотелось стать мне? В.Сухомлинский писал: “Хороший учитель – это
прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними,
верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с
детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу
ребёнка, никогда не забывает, что и сам он был ребёнком. Хороший учитель должен
хорошо знать преподаваемый им предмет, чтобы увлечь детей за собой, а также
психологию и педагогику, так как без знаний наук о воспитании работать с детьми
невозможно”. Думаю, что сказать лучше невозможно, поэтому я привела эту длинную
цитату полностью. Именно таким учителем
мне хочется быть.
Эпиграфом к своему эссе я выбрала
слова К.Д.Ушинского «Дело учителя-
скромное по наружности- одно из величайших дел в истории». Почему? У римского императора Гая
Юлия Цезаря, у великого завоевателя Александра Македонского, у Рафаэля,
Микеланджело, Леонардо да Винчи, у Моцарта, у Николая Коперника, Льва Толстого
(список можно продолжать бесконечно) - у всех великих и гениальных людей, оставивших
свой след в истории человечества были свои учителя. Ежедневный, незаметный труд
учителя – и его ученики вписывают свою главу, строку, слово; просто ставят знак
препинания в скрижалях истории человечества. И от того, какие мы - учителя – зависит
будущее нашего общества, будущая история наших сел, городов, государств, стран,
континентов.
Да, сегодня в нашей стране нет тех
проблем, с которыми сталкивались учителя прошлого века, сегодня на смену
голоду, холоду, разрухе пришли развращающее телевидение, газеты и журналы,
виртуальные миры компьютерных игр, паутина Интернета и социальных сетей,
доступный алкоголь и наркотики. Времена не меняются. И учитель снова на
передовой –ведет борьбу за души своих учеников- сеет разумное, доброе, вечное.
Имя учителя останется безвестным, как канули
в лету имена многих наставников, но невидимое семя, пролежав, может быть годы,
все равно прорастет. От нас с вами зависит, будет ли это раскидистый крепкий
дуб или маленькая былинка, качающаяся от легкого дуновения ветерка.
Так есть ли хоть какая-то награда
учителю?
Навестите свою первую учительницу, если
она жива. Найдите номер и позвоните своим учителям, если они живут в другом
городе. Побеседуйте про здоровье,
расскажите кем вы стали. Придите в гости в будний день с живыми цветами,
выразите свою признательность. Не будьте неблагодарными. Хотя бы раз в жизни
сделайте это. Это и будет высшей наградой учителю – признание того, что он воспитал
Вас достойным, чутким и умеющим быть за
это благодарным, Человеком.
Может быть, я и не ответила в полной мере
на вопрос «почему я стала учителем», но поработав поваром, продавцом,
строителем и дизайнером (есть такие страницы в моей биографии), я поняла, что
профессия учитель - это призвание, без стоящего впереди слова «скорее».
«Счастлив
тот, кого судьба привела к тому, к чему предназначила его природа. Счастлив он
сам и счастливо через него человечество» сказал А.Дистерверг. Насчет
человечества не знаю, слишком громко сказано, но надеюсь, что все мои ученики
нашли и найдут верный путь к своему счастью.