|
Учитель года – 2015 Конкурсное задание «Эссе» на тему: «Я – учитель» |
Иванова Ирина Борисовна
МБОУ «ООШ села Сплавнуха»
Трудно привести к добру нравоучениями, легко
примером.
Сенека
У каждого человека есть в жизни своя
мечта. Моя мечта, работать учителем, сбылась. От учителя, особенно живущего в
наше время перемен и новых открытий, справедливо требовать, чтобы жизнь его
служила примером детям и их родителям. Я стараюсь все эти требования в своей
работе соблюдать и выполнять. Учитель – это творческая личность. Он
рассказывает и учит тому, что знает и любит сам.
Каким должен
быть человек, чтобы иметь право называться Учителем?
Отличник по учебе, значит, это хороший человек,
так мыслят дети. А если кто-то плохо учится, он и человек плохой и с ним
дружить не надо. Это серьезный недостаток школьных отметок, по крайней мере, в
начальных классах. Так, не следует одного ребенка по его успехам или
неудачам в учении (или в другом деле) сравнивать
с другим учеником. Такое сравнение неэтично и негуманно. Сравнивать можно
только результаты сегодняшней работы одного и того школьника, с результатами
того, что было у него раньше.
Я выступаю
сторонницей формирования у детей доброты, чувства товарищества, дружбы и
взаимопомощи, как в учебных делах, так и в повседневной жизни. Главное в моей
работе: воспитать личность способную учиться и развиваться на протяжении всей
своей жизни. «Воспитывать детей значит
гораздо больше, чем исправлять их недостатки. Это значит находить и
поддерживать их лучшие качества, помочь им найти применение этих качеств в жизни». (Ю.Б.
Гиппенрейдер)
Чтобы научить
ребёнка чему-то новому, воспитать в нём хорошие качества, учитель сам обязан
обладать ими. Очень точно сказал об этом А.С.Макаренко: “Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним
разговариваете, или поучаете его… Вы воспитываете его в каждый момент вашей
жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других
людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с
врагами, как вы смеётесь… – всё это имеет для ребёнка большое значение”.
Главный принцип
в работе учителя: обучать и воспитывать собственным примером. Чтобы требовать
что-то от ребёнка, я должна иметь на это моральное право. Как бы я могла
воспитывать в детях негативное отношение к сигаретам, если бы курила сама?
Желая воспитать честных, искренних и добрых учеников, я должна быть искренней и
доброжелательной с ними всегда!!!
Требуйте от
детей только то, в чём вы можете служить им примером. Когда они подрастут и
начнут понимать вас глубже, скажите просто – у меня этого нет, я этого не
достиг, но я хочу, чтобы ты пошёл дальше.
С самого первого
вступления на порог школы учитель заменяет самого дорого человека - маму. Он
становится всем для ребенка: родителем, наставником, примером для подражания.
Недаром все детки любят играть в учителей в раннем возрасте.
Ученики - это как
цветочки, у которого свой цвет настроения, свои привычки, свои поступки.
Настоящий учитель запоминается
на всю жизнь. Я думаю, в жизни каждого человека был хороший, добрый, настоящий учитель,
тот, который способен понять и простить, помочь поверить в свои силы и
поддержать, с которым можно поделиться всем.
Я считаю, что только личность
может воспитать личность. В этом случае единственный выход, а стало быть, и моя
миссия учителя — быть просто Личностью. Причем такой Личностью, за которой хочется идти.
Личностью, которую хочется слушать, открыв рот. Как же стать такой личностью
или хотя бы приблизиться к этому идеалу? По сути, есть только один путь —
постоянно расти в духовном плане, не расслабляться, максимально использовать
свои способности и быть настолько же требовательным к себе, насколько и к
окружающим. Это с одной стороны, а с другой — давать детям то, что им
действительно нужно: простое человеческое тепло, заинтересованность в их
судьбе… Хочется сказать вслед за Ш. А. Амонашвили: "Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной
почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и
сознании твоих учеников, но и в первую очередь, в их душах и сердцах…".
Я поняла, что не надо
бояться казаться смешной, не надо бояться признавать свои ошибки. Не надо
бояться учиться у детей. И я учусь у них до сих пор!
Когда человек бывает
счастлив? Наверное, тогда, когда он доволен жизнью, когда знает, зачем он
живет. И я могу с полной уверенностью ответить: «Да!
У меня любимая работа. Я работаю в коллективе, где меня
окружают творческие люди, всегда готовые поддержать и помочь. Вокруг меня дети,
и каждый из них - это своеобразный мир мыслей, взглядов, чувств, переживаний,
интересов, радостей, тревог, горестей и забот».
Уметь
чувствовать ребенка, уважать его, уважать мнение детского коллектива, строить
свою работу таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жесткого контроля
и в то же время ощущали поддержку, - суть этической культуры учителя.
Я уяснила для
себя главное, что учитель должен год от года самосовершенствоваться, чтобы быть
интересным для своих учеников.
Мне кажется,
что профессия учителя предназначена исключительно для людей творческих. Я люблю
детей, мне нравится обучать их различным видам декоративно-прикладного
творчества. Общение с детьми позволяет мне понять их трудности, помочь им
развивать творческие способности, повышать самооценку.
Учитель – уникальная профессия,
«живая» и деятельная. Являясь одной из самых древнейших, она остается
востребованной по сегодняшний день. Меняется современный мир, меняется и
учитель! Жизнь предъявляет новые требования. Но самое главное и постоянное требование
остается – любовь к детям.
Сегодня я могу
точно сказать, что я удачно выбрала себе профессию – профессию Учитель!