Эссе  «Я – учитель»

на конкурс «Учитель года – 2015»

учителя начальных классов

Аникеевой Надежды Павловны

        

    Отец дал мне жизнь, а учитель – бессмертие.

Александр Македонский

 

          В одно притче говорится: «Однажды к Великому Мастеру пришел молодой человек. У него был всего лишь один простой вопрос: “Я уже все изучил и все знаю. Я прочел много книг, сам могу выступать с лекциями. И всему этому я научился сам, мне никто не помогал. Ответьте же мне тогда на мой вопрос: нужен ли мне Учитель?”.

            Мастер рассмеялся: “Приходи через пару деньков, и ты получишь свой ответ”.

            Юноша ушел обескураженный. Он так и не понял, почему же Мастер не смог сразу ему ответить.

           Через несколько дней он все же вернулся. Мастер вручил ему конверт и сказал: “Отнеси, пожалуйста, это письмо в деревню, что находится по ту сторону реки. На берегу есть лодка, есть лодочник, он тебя переправит”.

           На следующий день, прямо с утра юноша отправился на берег, нашел лодочника и сел в лодку. Но когда они отплыли, он вдруг вспомнил, что не расспросил о дороге в деревню и собственно не знает, как добраться туда. Юноша поинтересовался у лодочника, но тот тоже не знал дороги.

         Пришлось вновь идти к Мастеру, чтобы узнать точный путь к этой деревне.

           И тогда Мастер сказал юноше: “Это и есть ответ на твой вопрос. У тебя есть цель путешествия, есть средство, чтобы добраться до нее, но ты не знаешь дороги, по которой тебе нужно идти. Вот причина, из-за чего ты остановился. Тебе понадобился проводник, который хорошо знает этот путь. Мало иметь знания. Чтобы окунуться в них и правильно ими воспользоваться, нужен Учитель”».

         Да, именно учитель ведёт нас в мир открытий и знаний, туда, где учат доброте и справедливости, дружбе и милосердию, где всегда нам рады…  

         Во все времена профессия учителя была уважаемой и высоко почитаемой. Многие задаются вопросом: учитель   это профессия или призвание?

        Легко говорить: «Я – учитель», но нелегко им быть.  Я уже более 26 лет работаю  учителем начальных классов.  У меня особая профессия, даже в чём-то уникальная: очень большие и серьёзные задачи стоят передо мной. На мне лежит большая ответственность перед родителями и перед обществом. Я думаю, что именно любовь   определяющее качество моей специальности: потому что без любви  к детям, к своей работе  – вряд ли можно стать настоящим Учителем. Без всякого сомнения, любовь к детям даёт силу выдержать многие сложности и темп нашей современной жизни, потому как без оптимизма в школе сегодня не выжить; любовь к своей  профессии  предполагает ежедневную упорную работу. Нужно много сил для того, чтобы научить читать, считать, писать, рисовать, дружить, жить по школьным и общечеловеческим правилам. И мне это по душе, мне нравится быть нужной. Поэтому я и работаю в начальной школе, где рядом со мной мои ученики и  мои коллеги, талантливые люди, почти волшебники, всегда готовые прийти на помощь, и каждый  из которых - Личность.

      Я очень хорошо понимаю, что для каждого ребёнка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это, прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Эта встреча может помочь ребёнку стать настоящей личностью, обрести уверенность в будущем, породить стремление подражать первому учителю, обращаться к нему в самые трудные или счастливые минуты своей жизни.

      Первое сентября. Первый раз в первый класс! Родители приводят своих детишек в школу. Все красивые, нарядные. Девочки с красивыми  бантами, мальчики в костюмах и с огромными  букетами цветов. Все волнуются, но это волнение радостное, счастливое. Ведь рядом она, их первая  учительница. Кто из нас не был свидетелем этой картины?! Кто из нас не был на месте  этих боязливых и робких первоклашек?! Да только за то, что они смотрят на тебя огромными светлыми глазами, в которых читается удивление и радость одновременно, за то, что тёплая детская ладошка сжала твою руку, стоит отдать полжизни и стать учителем. И я им стала, о чём не жалею ни минуты.     

           Но почему я выбрала именно начальную  школу?

           У любого здания должен быть фундамент, который не заменит ни красивый фасад, ни модный интерьер, ни новая крыша. Без фундамента здание обрушится. Именно таким фундаментом в жизни каждого человека является начальная школа.

            Человек, который выбирает профессию учителя начальных классов, должен точно отдавать себе отчет, какое бремя ответственности он собирается взвалить на свои плечи. Недаром в народе говорят: «В средней  и старшей школе ищите для своего ребенка продвинутую школу, а в начальной школе ищите хорошего учителя».

        Как сказал Демокрит: «Быть учителем рискованное дело. В случае удачи последняя приобретена ценой большого труда и забот, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим».

        Каким же должен быть учитель начальной школы?

       Безграничная любовь к детям, доброжелательность, чуткость, внимательность, умение, верно, оценивать педагогическую ситуацию и быстро находить оптимальный вариант – вот основные черты, которые характеризуют настоящего учителя.  На учителя начальных классов ложится двойная ответственность: он должен сотворить чудо: превратить  маленького человека в УЧЕНИКА с большой буквы.

         В нелёгких современных условиях существования российского образования я отдаю свои знания, силы, талант и свою любовь моим девчонкам и мальчишкам. И порой сложно бывает заниматься творчеством, а ведь только такой вид деятельности наиболее оптимален в работе с детьми. Стараюсь быть Другом, ведь я ещё и классный руководитель.  

         Своим главным качеством я считаю  оптимизм, а это значит, что нет таких препятствий, которые нельзя преодолеть. Пусть не сразу, медленно, но с улыбкой на лице надо идти по жизни вперёд. Этому я учу своих детей. Ведь ещё Экзюпери сказал, что «улыбка - рабочий инструмент  учителя», а  в начальной школе с помощью улыбки педагог может добиться многого. Единственное условие - улыбка должна быть искренней, сопровождающей этого  маленького человечка, который  только начинает свой  путь во взрослую жизнь.  

           Сохранить душевную близость на долгие годы со своими учениками –  мечта, наверное, любого учителя. А умеем ли мы любить детей по – настоящему и проявлять эту любовь так, чтобы ребёнок это почувствовал? Важным условием в этом является школьная атмосфера, психологический климат в классе. Ведь класс для ребёнка должен стать семьёй, где он чувствует себя равным среди других детей, защищённым, где ему уютно и тепло. Роль учителя здесь ключевая и она огромна. Учитель, как мама: наводит порядок, мирит драчунов, слушает и переживает с детьми их приключения, справедливо наказывает и жалеет.

         Любовь учителя к детям  должна   быть без  каких-либо условий. Любить  ребёнка,   безусловно, значит любить его независимо ни от чего. Независимо от внешности, способностей,  достоинств, недостатков, плюсов и минусов.

        Желание ребёнка учиться во многом зависит от учителя, его умения определить возможности школьника, его индивидуальность. Без интереса к личности учителя нет интереса к учению. А я не просто учитель, а   первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение для него будет радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Миссия учителя – быть проводником  доброго, светлого, вечного. И как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, свой собственный неповторимый стиль жизни. Это умение общаться, искусство говорить и внимательно слушать. Особенно важным я считаю  развития творческих способностей учителя, так как только собственный опыт творчества, по моему глубокому убеждению, позволяет  воспитывать творческую личность ребёнка. Учитель, а тем более учитель начальных классов, должен быть артистом,  владеть,  способностью перевоплощаться, уметь,  входить в роль, удивлять.

           Очень важно, чтобы на каждом уроке ребёнок переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы. Поэтому каждый успех ученика я делаю достоянием всего класса, поддерживаю инициативу и начинания своих ребят, тем самым стараюсь создать ситуацию успеха на уроке и проложить мостик к взаимопониманию.
    Быть одним целым – ты и дети – это цель  каждого учителя. А добиться её можно лишь кропотливым трудом. Получится это только у влюблённого в свою профессию учителя. Если у учителя есть желание отдать, то у ученика обязательно появится желание получить. Когда эти два желания совпадают, получается прекрасный результат.

      Моя педагогическая философия отражена в мудрых словах А. Эйнштейна: «Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее». Все мы в окружающем мире связаны друг с другом, дополняем друг друга, учим и учимся, заботимся, воспитываем и воспитываемся.

        Главное для меня – нести в этот мир  разумное, доброе и делать этот мир лучше, удобнее, комфортнее, воспитывать учеников своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.   

Средь всех земных законов, званий и открытий
Есть только два от Бога: ВРАЧ, второй - УЧИТЕЛЬ!
И перед Богом им держать ответ:
Чтоб дети всей земли встречали свой рассвет!